
Хватит воевать!
Премьера «Марьино поле» в «Ангажементе» приурочена к юбилею Победы.Премьера «Марьино поле» в «Ангажементе» приурочена к юбилею Победы. Молодцы, подсуетились? Театр кукол ни рубля не выбил на юбилейную постановку, театр драмы вынужден показывать зачерствелых «Рядовых», а в «Ангажементе» - свежак. Никто не любит этих обязательных идеологических подношений, но жертвы искусства корчатся в вечном огне: традиция такова, святая наша традиция. Однако «Ангажемент» схитрил. Это в его природе, он отродясь хитрован, недаром в «Комнате смеха» прочитывалось сравнение маленького театра с неваляшкой, ванькой-встанькой: его навзничь, в пыль, а он подымается, и опять весел, опять улыбка в пол-лица. «Марьино поле» - это конечно, о войне, да не только о Великой отечественной. Это слезы ярости: Россия, мммать, хватит уже воевать!!! Турецкая была, японская, гражданская, первая и вторая мировая, афганская, чеченская… Смерть - персонаж «Марьина поля» - перечисляет войны холодным шепотом. «Сколько войн у вас, русских, было, а сколько еще будет!» В заброшенной деревне доживают столетье старухи Прасковья, Серафима и Марья. Никого, кроме них, не осталось. Марья получила известие, что все мужья, погибшие на фронте, живы, подруги поверили ей и отправились в путь, встречать мужей. Они долго шли в никуда, разговаривали, пели, им грозила опасность, но они чудесным образом бывали спасены, они шли и шли, пока не обнаружилось, что они кружили на месте, и что их вовсе не было. Россия – призрачная страна. Населена лешими, кикиморами, чертями, оборотнями. Ну откуда бы взяться здесь человеку? Сюрреалистичное путешествие старух – цепь эпизодов, которые режиссер Михаил Поляков разделил затемнениями. Киношный принцип не случаен: пьесу Олега Богаева легче представить на экране, чем на сцене. Первая половина спектакля вязкая, мельканье эпизодов не создает динамики, тем более что картинка почти не меняется, формально героини преодолевают пространство и время, а фактически они остаются в одной точке. На сцене деревянный помост, за ним «деревянные» избы полукругом. Иногда в заколоченных оконцах мигает свет, будто воспоминание о бывших хозяевах, или это болотные огни морочат последнюю живую душу (сценография Ольги Трофимовой). Дуновение потустороннего мира поначалу едва ощутимо. Диалектная речь, деревенский антураж, холщовые платья настраивают на бытовое, реалистичное восприятие; еще поворот, и действие потечет в русле «Прощания с Матерой». Но за поворотом к бытовому присоединилось сказочное: грудастая корова-молодуха, одетая в галифе, венок из одуванчиков, белые косынки. А потом вдруг раз – и небылица повалила. Гаишник танцует ламбаду, Сталин-рыбак, Левитан – белка с радиовышкой. Сообщение Левитана - «От советского информбюро… Центральное главнокомандование информирует вас о том, что все похоронки высланы вам по ошибке. Все ваши мужья живы. Ура! С победой вас, вечные вдовы!» - окончательно разрушает иллюзию реальности. Дальше спектакль набирает такой темп, что сердце едва выдерживает. Версия Полякова будет близка тем, кто ищет в театре переживания, ценит страстную при внешней сдержанности игру, четкую мысль, уверенную режиссуру. Предполагаю, что даже консервативных зрителей эта постановка растрогает. Поляков – целомудренный мастер, взял и подретушировал образ Сталина, который у Богаева какает и подтирается похоронками. Вместо дефекации - рыбная ловля. В «Марьином поле» заняты Ирина Тутулова и Капитолина Баженова, лишенные достойной работы в родном драмтеатре. (Понятно, почему редко выходит на сцену Тутулова – рядом с ней многие «драматические» коллеги блекнут и вянут, а с Баженовой, как теперь вижу, давно не работал хороший режиссер, ее предпочитают использовать в ролях, которые, в общем-то, и механическая кукла могла бы сыграть). Прасковья, старушка-девушка, - удивительное перевоплощение Лады Исмагиловой. Каждый эпизод согрет человеческим дыханием: Гаишник Алексея Шлямина, Аркаша Евгения Киселева, Левитан Дениса Юдина, Сталин Николая Кудрявцева – все живые, хоть и призраки. Ну а Леонид Окунев – это уже сама по себе роль. Кто увидит Окунева на сцене, все ему простит.
30.04.2005