Тюмень, Олимпийская, 8а
Тел.: (3452) 33-03-05, 36-45-02
Режим работы кассы:
ежедневно с 9:00 до 19:00
обеденный перерыв c 13:00 до 14:00

Анна Николаева: «Я работаю пластом культуры»

Анна Михайловна считает, что правильный выбор профессии — это своего рода лотерея. Не всякий вытягивает заветный билет. Ей удалось. Десятый год Николаева преподает в Тюменской академии культуры и искусств (доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства) и вот уже пять лет является завлитом театра «Ангажемент». Сейчас говорит: хорошо, что не поступила в театральный. Оказалось, больше всего на свете ей нравится работать учителем…— Анна Михайловна, в юности вы мечтали о сцене… — Да. Я занималась в театральной студии Дворца пионеров. И, говорят, как характерная актриса была очень ничего. После школы, убежденная в своей гениальности, я решила, что сразу рвану в Ленинград, в институт театра, музыки и кинематографии. Приехала. И поняла, что соискателей-то таких, как я, будь здоров. Но я ж — артистка великая! Понятно, что возьмут с руками и ногами. Сейчас вспоминаю, какая была: тощенькая, носастенькая, похожая на какую-то птичку. При этом уверенная, что по силе таланта — Сара Бернар, не меньше. Но меня не приняли, и я вернулась в Тюмень. — Для кого-то это могло стать крушением надежд. Но не для вас, обладательницы врожденного ироничного взгляда на жизнь… — Не забывайте, что я вышла из стен 21-й школы — у меня был хороший английский. Поэтому я тут же поступила на иняз в Тюменский пединститут. После его окончания проработала два года в школе. Уехала на Ямал — в Аксарку. Меня назначили классным руководителем 5-го класса, в котором не было ни одного русского ребенка. Только кочевые дети: ханты, зыряне, ненцы. И мне еще надо было доказать, что английский язык им нужен. Первое время я уходила на высокий берег Оби — сидела и рыдала. А потом все у меня стало получаться. — Каким же ветром вас с берега Оби обратно в Тюмень забросило? Да еще из учителей сразу в управленцы по культуре? — Оказалось, северный климат не для меня. Вернулась я летом и сначала отдыхала, не жалея сил. А потом собралась в школу, но… не нашла места. К счастью, начальником управления культуры Тюменского облисполкома был папин друг — Александр Бакланов. Он принял меня аж на 80 рублей в методический кабинет. Занималась я клубной работой. Объездила всю Тюменскую область. — После вы стали главным специалистом по профессиональному искусству. Интересно, где у нас учат на таких специалистов? — Нигде. В управлении культуры я проработала двадцать с лишним лет. Была инспектором по искусству. В мои обязанности входило принимать спектакли и давать разрешение на постановки в театре драмы. Как правило, по идеологическим соображениям мы ничего не отклоняли, только если сыро, не готово. Тем не менее меня в театре называли «опричнина товарища Мальцева» (Александр Мальцев в те годы — руководитель областного управления по культуре. — И.Т.). — Но ведь вы окончили ГИТИС… — Да, меня командировал туда Владимир Волчек, заместитель Мальцева. Я отговаривалась: мол, возраст уже не тот. А он сказал: «Интеллектом задавим!» Поступила я на «театроведение» легко. И училась хорошо. Такое удовольствие от учебы получала! Я тогда еще была способна многому удивляться. — Анна Михайловна, расскажите, что заставило вас вернуться к преподавательской деятельности? — Ко мне однажды очень бодро зашла Марина Жабровец, завкафедрой режиссуры и актерского мастерства, и сказала: «Вы нам нужны!» Я начала мямлить, что у меня не получится. Она отмахнулась: «Все получится! Вы не сторонний человек театру. Тем более в ГИТИСе учитесь. Ого-го!» После этого «Ого-го!» я воспряла. И, знаете, для меня работа в академии культуры оказалась таким счастьем! — Вы преподаете «историю театра». Как вы считаете: студенты любят ваш предмет? — Когда я читаю лекции, мне кажется — да! А когда принимаю экзамен… Мне с большим трудом удается заставлять их читать. Мне все говорят: «Ах, оставьте! И не переживайте. Они ни у кого ничего не читают». И это так. Но на что же они потом в своей работе будут опираться? Надо же знать, как строится сюжет! В новой драме порой такие пустоты зияют! Но мы же такое проходили!.. После революции все принялись писать пьесы. Казалось, это легко: слева — «кто», справа — «что». Бум драматургии был! Только что осталось от этого?.. И я сейчас замечаю некоторую ущербность новой драмы. Драматургов много, но что они пишут? Страшное дело! Поэтому я у своих студентов требую читательские дневники. А они переписывают друг у друга. Из-за этого я расстраиваюсь, они — не особенно. Кстати, они знают, как привести меня в хорошее расположение духа. Стоит только подойти и сказать: «Анна Михайловна, я вот вчера читал…» И я сразу таю — «сю-сю-сю». — Сдается мне, вы добрейшей души преподаватель, все понимающий и умеющий прощать… — По натуре я наседка. Мне бы всех птенчиков затолкать под перья. Сейчас я понимаю, что правильно сделала, поступив в пединститут. Оказывается, больше всего мне нравится работать учителем. — Как вы думаете: студента жалеть надо? — Практика показывает, что нет. Потому что со знаниями, которые дает педагог, выпускники выходят в жизнь. Если медика чему-то не научат, что тогда? Но если вы спросите, жалею ли я студентов, скажу — да! Не могу с собой справиться. — Трудно вам с ними? — Да! Очень. Но это и хорошо! — Что ж хорошего? — Я стараюсь их понять. И на мир начинаю по-другому смотреть. Я в курсе того, что они говорят. Знаю музыку, которую они слушают. Может, потому я и с компьютером так легко наловчилась управляться? Что бы там ни говорили про молодых, с ними интересно. Да, у них изменились приоритеты. Грустно. Но наших студентов это не касается. У них в глазу рубль не торчит. Им надо себя выразить. Однажды я процитировала им слова Тарковского: «Я не ищу, я нахожу». И теперь если они сами находят что-то небанальное, они гениальность собственную чувствуют! — Анна Михайловна, что, по-вашему, должен знать про себя студент, чтобы быть уверенным — театр его призвание? — Если человек размышляет: стоит ли ему идти в профессию или не стоит, то — не стоит! В театре работают только те, кто не может жить без театра. Мне трудно сказать, что должен чувствовать человек… Он должен просто понимать, что никак не обойдется без театра. — Скажите: а какие пути-дорожки пять лет назад привели вас в «Ангажемент»? — Замдиректора театра Лариса Гордиенко, с которой мы немного работали вместе в управлении, позвонила мне и заявила: «Нужен ваш пласт культуры!» Потом добавила, что пригодится и мой бюрократический опыт писать бумажки. — Поясните, чем занимается в театре заведующий литературной частью? — Должностные обязанности завлита — помогать главному режиссеру в подборе репертуара, исходя из концепции театра. — Но в «Ангажементе» нет главного режиссера… — Да, и я не выполняю свою задачу… — Тогда что вы делаете? — Пластом работаю! Высказываю суждения, и к моему мнению прислушиваются. А если серьезно, многое делаю. Участвую в планировании репертуара, в обсуждении спектаклей. Вхожу в художественную коллегию театра. — В «Ангажементе» работают трое ваших бывших студентов. Вы их как-то опекаете? — Нет. Это уже не учебный процесс, а работа. У них теперь есть режиссер. Но я смотрю за ними. Могу на правах учительницы сделать замечание. Но все же больше люблю хвалить за хорошую работу…

В 2005 году Николаева получила звание «Заслуженный работник культуры РФ».

80 пьес за одну сессию в ГИТИСе — такова была читательская норма Анны Николаевой в годы учебы.

14.05.2010, "Тюменские известия"

Поделиться
Поделиться